«Изречения Иисуса» в папирусе II века (P.Oxy. 5575)

Одним из наиболее значительных открытий прошлого года в области библеистики стала публикация папируса с изречениями Иисуса, датированного II веком. Хотя он и не вызвал такого ажиотажа в СМИ как фейковое «Евангелие жены Иисуса» несколько лет назад, находку оживленно обсуждают в блогах профильных специалистов.

История находки

Фрагмент папируса (или, лучше сказать, фрагменты, поскольку он был собран из двух частей папирологом Беном Хенри) имеет необычную историю. Между 1960 и 1990 годами папирус был сфотографирован и каталогизирован в Оксфорде. В 2010 году бывший сотрудник Оксфордского университета и лауреат «гранта гениев» МакАртура Дирк Оббинк продал один из фрагментов Hobby Lobby, Inc., передавшей его в Музей Библии, учрежденный семейством Грин, которому принадлежит компания. После расследования, проведенного в 2019 году, музей вернул папирус его собственнику: «Обществу исследований Египта», а Оббинк был арестовал британской полицией. В настоящий момент рассматривается иск Hobby Lobby к Оббинку, которого обвиняют в продаже 32 украденных папирусов.

P.Oxy. 5575

P.Oxy. 5575. Фото: University of Oxford

Даниэль Уоллес (Daniel B. Wallace), основатель и руководитель «Центра по изучению рукописей Нового Завета» (CSNTM), начал работу над расшифровкой текста около десяти лет назад. Позже к нему присоединились Майкл Холмс (Michael W. Holmes) из Музея Библии, Джеффри Фиш (Jeffrey Fish) из Университета Бейлора и специалист по палеографии, папиролог Бен Хенри. Однако в связи с разразившимся скандалом вокруг права собственности на папирус их открытие долго не предавалось гласности.

Dr. Daniel B. Wallace

Доктор Даниэль Уоллес

Только в прошлом году перевод папируса был опубликован Фишем, Уоллесом и Холмсом в 87-м томе серии «The Oxyrhynchus Papyri», которая издается «Обществом исследований Египта» и сразу вызвал резонанс среди специалистов. Публикация «Изречений Иисуса» стала одним из десяти наиболее значимых открытий в области библеистики за 2023 год по версии журнала Bible History Daily.

Что такое Оксиринхские папирусы?

Внушительная коллекция папирусных фрагментов, общим числом до 500 000, была обнаружена командой археологов во главе с Бернардом Гренфеллом и Артуром Хантом в ходе раскопок около Оксиринха, Египет (современный город Эль-Бахнаса) на рубеже XIX-XX вв. Место раскопок в древности представляло собой мусорную свалку, куда выбрасывали как государственные, так и частные документы. Они включали в себя налоговые записи, судебные протоколы, деловые и личные письма, а также литературные тексты. Большая часть из них написана на греческом, некоторые на коптском, латыни, арамейском, древнееврейском, сирийском и других языках.

grenfell-hunt-1896

Гренфелл и Хант на раскопках в Оксиринхе (1896). Фото: University of Oxford

Папирусы датируются широким диапазоном времени от III века до нашей эры до VII века нашей эры. При публикации фрагмента ему присваивается префикс и ссылочный номер. Например, первый опубликованный папирус обозначается как P.Oxy. 1. Папирус, о котором идет речь, имеет номер P.Oxy. 5575.

Отрывки из литературных произведений составляют около 10% от общего числа обнаруженных фрагментов и охватывают широкий спектр классических и эллинистических текстов. Они также включают в себя христианские писания всех видов, в том числе молитвы (P.Oxy. 407, 4010), гимны (P.Oxy. 1786), письма и амулеты (P.Oxy. 1077), гомилии. В их число входят отрывки из канонических книг Нового Завета: Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяний апостолов, Павловых и соборных посланий, а также апокрифических текстов: Евангелия от Фомы (P.Oxy. 1, 654, 655), Евангелия от Марии (P.Oxy. 3525), предполагаемый фрагмент Евангелия от Петра (P.Oxy. 2949, 4009), нескольких не идентифицированных Евангелий (P.Oxy. 210, 840, 1224).

excavations_2

Египетские феллахи на раскопках в Оксиринхе. Фото: University of Oxford

Вполне возможно, что P.Oxy. 5575 входит в последнюю группу. Почему крошечный папирус, размерами 3,3 на 9,1 см привлек столь большое внимание? На это есть две причины: во-первых, его содержание, а во-вторых, его предполагаемая дата.

Содержание P.Oxy. 5575

На лицевой стороне папируса можно прочесть слова «он умер». По мнению издателей, они могут относиться к завершению притчи, известной по 63-й логии Евангелия от Фомы (имеющей параллель в Лк. 12:16-21, но без этих слов):

«Иисус сказал: Был человек богатый, у которого было много добра. Он сказал: Я использую мое добро, чтобы засеять, собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы мне не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер».

Далее в строках 1-5 следует текст, напоминающий Лк. 12:22/Мф. 6:25/Фм. 36, наиболее близкий к версии Луки («говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться»). В строках 6-10 изречение, частично совпадающее с 27-й логией Евангелия от Фомы («Если вы не поститесь от мира, вы не найдёте Царствия. Если не делаете субботу субботой, вы не увидите Отца»), отсутствующее в канонических текстах. В строках 11-14 изречение, имеющее параллель в Лк. 12:24/Мф. 6:26, но на этот раз более близкое к версии Матфея («Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»).

На оборотной стороне приведен текст, похожий на Лк. 12:27-28, 30b-31/Мф. 6:28b-30, 32b-33 (c частичной параллелью в греческой версии Фм. 36b). Самое значительное расхождение с синоптиками в том, что Лк. 12:30 и Мф. 6:32 содержат слова: «потому что всего этого ищут люди мира сего/язычники», тогда как в P.Oxy. 5575 они отсутствуют, также как в цитате, приводимой Юстином в его «Апологии» (1 Apol. 15.15).

P.Oxy. 5575 reconstruction

Реконструкция P.Oxy. 5575. Источник: Fish, Jeffrey, Daniel B. Wallace, and Michael W. Holmes. “5575. Sayings of Jesus.” Pages 6–14 in vol. 87 of The Oxyrhynchus Papyri. Edited by Peter J. Parsons and Nikolaos Gonis. London: Egypt Exploration Society, 2023

В сети доступны греческий синопсис указанных отрывков Питера Гарри и английский, выполненный Марком Гудакром.

Датировка

Хотя Музей Библии и считается светским заведением, члены его правления должны подписать «декларацию веры» в Священное писание. Первоначальной его целью было заявлено повышение «доверия к абсолютному авторитету и надежности Библии», что отразилось на истории введения в научный оборот P.Oxy. 5575.

Первым получил к нему доступ библеист из Семинарии Святой Троицы Скотт Кэролл (Scott Carroll), ошибочно посчитавший, что папирус содержит фрагмент Евангелия от Матфея. Предложенная им датировка около 140 года нашей эры делала его древнейшим свидетелем канонического новозаветного текста!

Впоследствии Джерри Паттенгейл (Jerry A. Pattengale), сооснователь Музея Библии, продемонстрировал папирус во время своего выступления в Оклахома Сити со следующим словами:

«Друзья мои, он на 200 лет древнее, чем многие тексты, о которых сегодня много сенсационных новостей. Он один из списка, поддерживающего канон. Если говорить о точности и достоверности, то он датируется 140-160 гг.».

Jerry Pattengale with a stolen Oxyrhynchus papyrus

Джерри Паттенгейл демонстрирует папирус с «Изречениями Иисуса» во время лекции в 2011 году. Источник: brentnongbri.com

Однако, когда Уоллес приступил к исследованию папируса, один из его студентов Рори Кроули (Rory Crowley) обнаружил, что часть текста совпадает с апокрифическим Евангелием от Фомы, что сразу охладило головы тех, кто пытался использовать его для доказательства приоритета канонических текстов Нового Завета над апокрифическими.

Издатели датировали памятник второй половиной II века. Учитывая, что P.Oxy. 5575, был найден на мусорной свалке вне археологического контекста, они опирались исключительно на палеографический анализ. В качестве ближайших аналогий Фиш, Уоллес и Холмс привлекли четыре других папируса, датированных временем между 157 и 185 гг. н.э., а также недатированный фрагмент неизвестного евангелия (некоторые полагают, что Евангелия от Петра) P.Oxy. 4009. Последний, как кажется, принадлежит перу того же самого переписчика, что и «Изречения Иисуса».

Профессор Школы теологии, религии и общества в Осло Брент Нонгбри (Brent Nongbri) обратил внимание на сложность датировки документов исключительно на основе палеографии. Так, издатели P.Oxy. 4009 использовали для определения времени его написания, почерки, относящиеся к концу I – первой половине II вв., т.е. значительно более ранние, чем для P.Oxy. 5575. С другой стороны палеограф Паскуале Орсини предложил для него дату на два столетия более позднюю: 300-350 гг.

В свою очередь исследователь гностицизма и папиролог Рой Котански (Roy Kotansky) написал в комментарии к посту Нонгрби: «Вы могли бы спросить 100 опытных папирологов, так сказать, вслепую (двойным слепым способом), чтобы датировать P.Oxy. 4009, и я практически гарантирую вам, что 99 из 100 надежно датируют его вторым веком (даже примерно 175 годом н.э.). Я сомневаюсь, что хоть кто-нибудь отважится назвать дату ок. 201 год н.э.». Он также добавил относительно P.Oxy. 5575: «На мой взгляд, почерк можно с осторожностью датировать временем не позже 200 года н.э. или более широко 150-200 гг. Да, он может относится ко времени около 150 года или даже 140 года н.э., как на то указывают некоторые архаичные черты».

Интерпретация

Почему находка «Изречений Иисуса» столь важна? Во-первых, как отмечает Майкл Холмс, папирус уникален переплетением материала, имеющего сходство с писаниями Луки и Матфея, но также и материала, имеющего параллели у Фомы и известного только из него. Во-вторых, предложенная дата делает его не только наиболее ранним свидетельством изречений, ассоциирующихся с Евангелием от Фомы, но и одним из наиболее ранних известных на сегодняшний день христианских документов в целом.

Холмс рассматривает два варианта интерпретации памятника. Он может представлять собой текст, независимый от Евангелия от Фомы и ставший одним из его источников. Возможен и другой вариант: составитель текста P.Oxy. 5575 мог использовать Евангелие от Фомы. Эта гипотеза с неизбежностью влечет необходимость пересмотра датировки последнего в пользу более ранней. Поэтому сам Холмс, будучи консерватором, склоняется к первому варианту.

Тезис издателей об уникальности сочетания в «Изречениях Иисуса» канонического и апокрифического материала вызвал критику со стороны их еще более консервативных коллег.

Майкл Крюгер (Michael J. Kruger), профессор Нового Завета Реформатской теологической семинарии в Шарлотте, штат Северная Каролина, считает, что находка P.Oxy. 5575 ни в коем случае не должна в глазах верующих снизить достоверность сведений об Иисусе, содержащихся в канонической евангельской традиции или изменить взгляд на Евангелие от Фомы.

«Полагаю, когда пыль осядет, если человек захочет узнать о личности Иисуса из Назарета, он неизбежно с уверенностью обратится к тем источникам, к которым христиане обращались на протяжении тысячелетий – к Матфею, Марку, Луке и Иоанну», – уверен Крюгер.

Пытаясь опровергнуть утверждение об уникальности «Изречений Иисуса», он приводит в качестве аналогии крошеный фрагмент пергамента VI века, известного как P.Gen. 4.151, в восьми частично сохранившихся строках которого, как полагают, также содержится переплетение материалов из Луки, Матфея и Фомы.

pgen183-ri

Фрагмент миниатюрного кодекса P.Gen. inv. 183 recto. Фото: Geneva, Bibliothèque

Судя по небольшим размерам, P.Oxy. 5575 и P.Gen. 4.151 оба происходят из миниатюрных кодексов, содержавших отдельные канонические или апокрифические писания, их фрагменты или антологии. Такие кодексы предназначались для частного использования, их даже могли носить на шее в качестве амулетов, обеспечивающих защиту владельцам.

«Хотя мы не можем быть уверенными в том, как использовался P.Oxy. 5575, не исключено, что он представлял собой сборник изречений Иисуса из разных источников, которые ранние христиане использовали для частного чтения или, возможно, брали с собой в путешествие», – предлагает Крюгер свою гипотезу.

Однако почтенный теолог так увлекся попыткой доказать, что «Изречения Иисуса» не представляют из себя ничего уникального, а значит не могут подорвать веру в приоритет канонических текстов, что сам не заметил, как опроверг предположение Холмса, что P.Oxy. 5575 послужил одним из источников для Евангелия от Фомы.

Действительно как чей-то частный кодекс мог стать источником для имевшего широкое хождение, хотя и непризнанного официальной церковью евангелия?

Гораздо более вероятной, на мой взгляд, кажется версия, что владелец P.Oxy. 5575 считал одинаково авторитетными традиции изречений, отраженные как у синоптиков, так и у Фомы, т.е. не делал разницы между ставшим впоследствии каноническим и апокрифическим материалом, которые в его время еще не были жестко разделены.

© Андрей Васильев, 2024.

Если вам были полезны и интересны материалы, размещенные на этом сайте, вы можете поблагодарить автора за его труд при помощи системы ЮMoney, перейдя по ссылке.

Оставьте комментарий