Leonardo. Движение против солнца в греко-египетских магических папирусах.

Многие адепты западных магических традиций и последователи северных языческих и неоязыческих культов рассматривают движение по часовой стрелке как позитивную и созидательную силу, тогда как движение против неё как силу негативную и деструктивную. Эти верования коренятся в попытке достичь гармонии с природным ритмом солнца, которое в северном полушарии движется по часовой стрелке, восходя на востоке, двигаясь до середины дня на юг и заходя на западе. В этих традициях инвокациям благоприятных энергий сопутствует движение по часовой стрелке, тогда как изгнанию неблагоприятных – движение против нее. В результате «магические круги» как особые сакральные пространства устанавливаются соответственно движению солнца.

countermovement1

Наблюдение за природными феноменами и желание достичь гармонии с ними отсылают нас к древнейшим шаманским практикам автохтонных традиций севера. Однако важно понимать, что данная концепция направленного движения релевантна только в космологической перспективе людей, живущих в северных широтах. Если мы начнем двигаться по направлению к тропикам, то увидим, что северный полюс перемещается в направлении горизонта и солнечная дуга поднимается выше, все менее напоминая движение по часовой стрелке. В южных широтах двигаться в направлении солнца означает двигаться против часовой стрелки.

countermovement2

Несмотря на связь с универсальными принципами, направленность движений в магических ритуалах всегда будет вопросом перспективы. Благодаря им, мы можем составить представление о фундаментальной космологии, лежащей в основе той или иной традиции.

Ритуалы и заклинания, сохранившиеся в Греко-египетских папирусах, указывают на то, что практиковавшие их маги руководствовались иными традициями, чем те, в основе которых лежит движение по часовой стрелке. Тем, кто знаком с герметической магией XIX века, впитавшей в себя как северные практики, так и греко-египетскую символику, это может показаться странным. Однако доказательства находятся в самих папирусах. Руководства по совершению описанных в них ритуалов часто предполагают движение против солнца[i].

Например, PGM V.304-369 содержит связывающее и разрушительное заклинание с именами сил, написанных на талисмане по часовой стрелке, тогда как в инструкции по изготовлению защитного амулета в PGM VII. 579-590 имена сил наоборот наносятся в обратном ей направлении.

countermovement3
Разрушительный магический талисман из PGM V.304-369 (слева). Защитный магический талисман из PGM VII. 579-590 (справа)

Определенность греко-египетской парадигмы откроется нам, когда мы проанализируем заклинания и ритуалы, в которых содержатся указания на кардинальные точки. Они упоминаются только в двух типах текстов: 1) Инвокациях божества, 2) Инструкциях по созданию ритуального/сакрального пространства.

В таблице приведены все заклинания из греко-египетских и демотических папирусов, в которых упомянуты кардинальные точки.

countermovement4

*  В XIII. 734-1077 установка магического круга происходит в два этапа: против часовой стрелки и по часовой стрелке (см. далее).

Из порядка, в котором перечисляются стороны света, мы можем составить представление о направлении движения. В некоторых случаях имеет место движение по часовой стрелке (Восток-Юг-Запад-Север), в некоторых случаях против нее (Восток-Север-Запад-Юг), а иногда совмещение обоих направлений. При этом тип движения зависит от цели магического ритуала. Инвокациям соответствуют славословия, произносимые одновременно с движением, сопрягающим противоположные направления, чтобы получился крест. Цель заключается в акцентировании единства двух противоположных концептов посредством центральной точки. Это очень мощная ритуальная техника.

 «Приди! Ты, кто является господином всего того, что над землей и под землей, кто смотрит на запад и на восток, кто взирает на юг и на север. О, господин всего, эон эонов».

– PGM IV. 2195

Вторая группа состоит из техник установления и активации ритуального пространства, и представляет собой инструкции по созданию «магических кругов». В папирусах всего три примера подобных руководств, но во всех трех используется комбинация движений по часовой и против часовой стрелки!

В церемонии получения сновидческого оракула (PGM IV. 3172-3208) и в ритуале отпуста (PGM XIII. 343-646) маг обращается к кардинальным точкам, следуя часовой стрелке, с востока на юг, затем переходит на север и далее – в направлении противоположном часовой стрелке – на запад. В Ритуале Гептаграмы (PGM XIII. 734-1077) совершаются два полных круга: один по часовой, а другой против часовой стрелки. Ошибки здесь быть не может. Инструкции требуют от мага поворачиваться в обоих направлениях[ii].

По счастью в Герметическом корпусе сохранилось космологическое обоснование подобного рода практик. Во втором трактате Гермес объясняет своему ученику Асклепию[iii] философию, лежащую в основе принципа движения против солнца:

«Гермес. Все движущееся движется не в движущемся, но в покоящемся. И движущее также покоится; ибо не в состоянии оно свершать движение совместно с движущимся.

Асклепий. Почему же, Трисмегист, в нашем мире движущее совершает свое движение совместно с движущимся? В самом деле, ты говоришь, что сферы блуждающих звезд приводятся в движение сферой неподвижных.

Гермес. Такое движение является не совместным, а противоположным; ведь они движутся не в одну и ту же, а в противоположные друг другу стороны. Противоположность же движения подразумевает пребывающее в покое равновесие».

(Беседа Гермеса с Асклепием, 6)

И чуть ниже:

«Итак, сферы блуждающих звезд, совершающие свое движение в направлении противоположном сфере неподвижных, приводятся в движение вокруг точки противоположности сферой неподвижных звезд при посредстве их взаимных противоречий»

(Беседа Гермеса с Асклепием, 7).

Практиковавшие подобного рода ритуалы могут подтвердить, что благодаря достижению точки равновесия, обретается состояние покоя. Если ритуал исполнен правильно, можно достичь ощущения неподвижного центра в водовороте энергии. Это ощущение будет еще сильнее, если согласовать практику с движением небес.

Пояснения Гермеса вертятся вокруг неподвижной точки, стрежня, вокруг которого вращаются небесные тела. Речь идет о полюсе мира, который сам по себе служит прекрасной иллюстрацией принципов движения в противоположных направлениях.

Как отмечает Гермес, в то время как Солнце и планеты ежедневно вращаются вокруг полюса в одном направлении, звезды движутся в противоположном, совершая полный поворот за год. Так в геоцентрической модели представлено гелиоцентрическое движение нашей планеты: суточное вращение земли вокруг своей оси и движение ее по орбите вокруг Солнца. Движение по часовой стрелке и против нее иллюстрируют трансцендентные принципы.

Роль полюса мира в герметической магии заслуживает большего внимания, чем ему ранее уделяли. Он представляет собой врата многих таинств. Движение против часовой стрелки вокруг полюса эклиптики (на 1 градус каждые 72 года) лежит в основе цикла прецессии, продолжительностью 25 950 лет[iv].  Его проявлением является медленное перемещения созвездия Дракона по часовой стрелке вокруг небесного полюса[v].  В античном мире знание об этом цикле считалось источником тайной силы, превосходящей силы планет и неподвижных звезд, находящейся за пределами человеческого опыта[vi].

В мире, в котором жили маги-герметики небесный полюс считался порталом, ведущим к трансцендентной Божественности. В Ритуале гептаграмы, в котором важное место уделяются направлению движения при его проведении, маг обращается к божеству со следующей инвокацией:

Я призываю тебя вечный и нерожденный, того, одного, кто удерживает все творение всех вещей, кого никто не может понять, кому поклоняются боги, чье имя даже богам нельзя произносить.  Исполни от твоего величия, Полократор, того, кто под тобой

– PGM XIII. 843

Возможно, что скрытый смысл движения против часовой стрелки при совершении магических ритуалов, описанных в греко-египетских папирусах, был именно таким. Не обязательно речь идет о манифестации какого-то определенного цикла – в космосе их множество; но скорее о стремлении мага достигнуть состояния равновесия и единства с полюсом мира как с источником покоя и силы, делающих возможным более глубокое постижение космических мистерий.

«Гермес. Кругообращение вокруг одной точки есть движение, пребывающее в покое; в самом деле, движение вокруг одной и той же точки препятствует отклонению от нее, когда же отклонение от нее встречает препятствие, то подразумевается состояние покоя в отношении движения вокруг одной и той же точки. Равным образом и противоположное перемещение покоится в неколебимости, утверждаемое самой противоположностью»

(Беседа Гермеса с Асклепием, 7)

© Words of Myth, Magic and Mystery

© Перевод: Андрей Васильев, ноябрь 2018 года

Примечания:

[i] Hans Dieter Betz (ed). The Greek Magical Papyri in Translation: Including the Demotic Spells (Chicago, IL: University of Chicago Press, 1992).

[ii] Tony Mierzwicki. Graeco-Egyptian Magick: Everyday Empowerment (Stafford, UK: Megalitica Books, 2006).

[iii] Высокий герметизм. Пер. с древнегреч. и лат. Л. Ю. Лукомского СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001

[iv] The Eternal Chronos & Sun:Ignis Centrum.

[v] See Teli-Apep: Celestial Serpents.

[vi] David Ulansey. The Origins of the Mithraic Mysteries: Cosmology and Salvation in the Ancient World (Oxford University Press, 1991)

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s